Сравнение пород

postheadericon Развивающие игры и начальные упражнения по курсу защиты

Опубликовано в Статьи про собак

1 1 1 1 1

Развивающие игры и начальные упражнения по курсу защитыЕсли щенок содержится в большой клетке, почаще выпускайте его свободно гулять в комнате. Помните, что держать его взаперти можно не более 12 часов в сутки. Щенки нуждаются в активном движении и игре. В игровом варианте происходит закладка фундамента взаимоотношений между собакой и внешним миром. Игра является способом обучения жизни в «стае‑семье». Такая социализация и начало приобретения жизненного опыта тесно связаны с привязанностью. Не пренебрегайте играми со щенком, даже если вы устали на работе или хотите посмотреть телевизор. Помните: отсутствие моциона отрицательно сказывается на развитии собаки.

 

Наблюдать за ритуалом игры очень забавно. «Вступление» начинается с поднятия лапки и «поклона» – щенок вытягивает передние лапы вперед, припадая к земле и не отрывая взгляда от потенциального игрового партнера. Затем следуют виляние хвостом и забавное подпрыгивание до тех пор, пока товарищ по игре не предпримет активных действий. Щенки очень любят играть в догонялки и постоянно «уговаривают» своих владельцев погоняться за ними. Особенно они любят убегать от преследования, схватив в зубы игрушку, кость, ваш тапочек или другой предмет. Однако увлекаться такими играми не следует, т. к. вы прививаете своему питомцу негативный поведенческий опыт. В дальнейшем это может стать причиной нежелания подходить по команде «Ко мне!», а также спровоцировать у собаки привычку убегать подальше от хозяина, схватив с земли недозволенные предметы.

Намного лучше, если с самого юного возраста вы станете прививать собаке положительные навыки. Развивайте именно те качества, которые понадобятся малышу в дальнейшей дрессировке и будущей работе. Понятно, что обучать щенка нужно в игровой манере, оттачивая врожденные таланты и формируя устойчивую психику собаки путем стойких положительных эмоций.

Пока невакцинированный щенок находится в доме, площадкой для игр может стать длинный коридор или просторная комната. По опыту знаю, что в играх с молодыми собаками владельцы обычно используют лишь проявление охотничьего инстинкта – врожденное стремление щенка догонять и хватать любой брошенный предмет. Развитие апортировочной реакции требуется для тех собак, которые впоследствии будут использоваться как поисковые и следовые. Выполнение упражнения по подноске предмета обязательно и для спортивной дрессировки. В то же время для будущих собак‑охранников неуемное стремление бежать за любым движущимся предметом весьма нежелательно.

Для привития начальных умений по апортировке запаситесь небольшим мячиком или резиновой пищащей игрушкой – это «добыча» щенка. Когда песик помчится вслед за брошенным мячиком и схватит «добычу», обратите внимание, куда он ее несет. В случае, если малыш направляется в вашу сторону, дайте вдогонку команду «Апорт!». Призыв «Ко мне!» и привычное похлопывание руками по коленям заставят щенка подойти к вам с «добычей». Как только малыш подбежит, ласково, но решительно погладьте его, хваля как можно более восторженно.

Если щенок, подбежав, бросает мячик, то постарайтесь подхватить его ладонью. Если «добыча» остается в зубах у щенка, то, настойчиво произнеся команду «Дай!», постарайтесь мягко высвободить мячик из пасти. Ни в коем случае не применяйте силу и резкие рывки. Для особых упрямцев, не желающих расставаться с игрушкой, примените маленькую хитрость. Если ваш песик убегает с мячиком в другую сторону, подзовите его, одновременно протягивая лакомство, и вынудите обменять мячик на кусочек вкусненького. Если щенок, разыгравшись, начинает лаять и прыгать за игрушкой, переключите его внимание тормозящей командой «Сидеть!». Помните, что апортировочный предмет не должен быть слишком маленьким, чтобы малыш не мог случайно проглотить его во время игры.

Если вы планируете участвовать со своей собакой на соревнованиях по спортивной дрессировке, обязательным элементом которых является следовая работа, то не лишним будет с детства обучить воспитанника командам «Нюхай!» и «Ищи!». Например, когда вы приходите домой, обратите внимание, как нюхает щенок ваши вещи, и в тот момент, когда ноздри малыша активно работают, подайте команду «Нюхай!». Далее попробуйте спрятать от щенка его любимую игрушку. Вначале пусть он видит, как вы прячете игрушку за кресло или под одеяло. Подайте команду «Ищи!» и наблюдайте за работой маленькой ищейки. Хорошо, если песик бросится в нужном направлении, начнет царапать лапкой пол или ковырять носом одеяло. Хвалите его, подбадривайте и не вздумайте отбирать найденное сокровище, когда оно наконец‑то окажется в зубах щенка. С возрастом усложняйте игру, незаметно пряча игрушку и добиваясь, чтобы песик самостоятельно разыскивал ее. Команду «Ищи!» можно давать «вдогонку». В дальнейшем используйте несколько предметов и в процессе поиска обучайте разыскивать их по названию – например, «Ищи мячик!», «Ищи косточку!».

Развивающие игры и начальные упражнения по курсу защитыТех собак, которых вы планируете использовать в качестве охранников и телохранителей, с самого детства приучают к защите и правильному хвату. Распространено мнение, что дрессировку по защите можно начинать не ранее годовалого возраста, чтобы не испортить психику собаки. Однако в основе предлагаемого ниже метода обучения лежит охотничий инстинкт, а не развитие агрессивности. Подобные физические игры – это беззлобное развитие у щенка правильного хвата и физической силы. По мере взросления собаки, умение работать с ухваткой заменяется бескровным единоборством с человеком.

В упражнениях по обучению щенка защите используется инстинктивное тянущее или дергающее усилие, которое малыш прикладывает по отношению к «добыче». В качестве таковой используется ухватка – длинный, плотный сгибающийся валик с ручками на обоих концах. Мягкую щенячью ухватку можно легко смастерить самому, скрутив в «колбаску» кусок не очень плотного брезента, мешковины или джинсовой ткани. Прошейте ухватку прочными нитками, чтобы «колбаска» не разматывалась, и сделайте ручки из прочной тесьмы, замши или кожи. Ухватку нужно применять лишь в качестве «учебного пособия», щенок не должен играть ею в одиночестве по своему усмотрению. Не используйте в качестве ухватки домашние вещи (полотенца, наволочки, старые брюки), так как тем самым вы можете привить своему питомцу привычку грызть и портить ваше имущество.

В качестве программы занятий используйте следующие простые упражнения.

1. На первоначальном этапе привяжите к ухватке поводок и потяните за него, оживляя «добычу». Позвольте щенку схватить ухватку, немного посопротивляйтесь, а потом отдайте добычу. Соизмеряйте свои усилия! Помните о юном возрасте своего подопечного! Впрочем, даже маленькие щенки с удовольствием принимают участие в подобной забаве. И вы можете наблюдать, с каким гордым видом ваш песик убежит с добычей в зубах и начнет трепать ее, мотая головой.

2. Поиграйте со щенком в «перетягивание каната», при этом один конец ухватки находится в зубах у малыша, другой – в вашей руке. После короткой борьбы отпустите ухватку, пусть щенок завладеет трофеем. Запомните, что тянуть следует несильно, понемногу поддаваясь усилиям щенка. Избегайте чрезмерных усилий и ни в коем случае не таскайте по полу лежащего щенка, «намертво» вцепившегося в ухватку. Помните: избыточная нагрузка на челюстной аппарат щенка во время смены зубов может привести к деформации прикуса, особенно если тянуть за ухватку вверх и вперед.

3. Усложните задание. Попросите кого‑нибудь из знакомых подержать щенка на поводке. Отойдите назад на несколько шагов и встаньте так, чтобы расстояние между вами и щенком лишь немного превышало длину поводка. Когда песик устремится к вам и натянет поводок, подразните его ухваткой, медленно поводя ею из стороны в сторону. Пусть ваш знакомый медленно двинется вперед, и в тот момент, когда песик вожделенно схватит «добычу», вы резко скомандуйте: «Взять!» («Фас!»). Это и будет впоследствии командой к нападению. Проследите за тем, чтобы щенок научился брать ухватку полной пастью, а не только прикусывал ее передними зубами.

4. В этом упражнение щенка поглаживают по спине в то время, как он вцепился в ухватку. Идея состоит в том, чтобы научить собаку не отвлекаться от борьбы на тактильные ощущения. Чем старше и сильнее становится пес, тем больше ужесточается в процессе тренировок физическое воздействие.

5. Запомните, что на начальном этапе обучения песик должен оказываться победителем, завладевая «добычей» в конце упражнения. Но по мере того, как крепнут физические и психологические силы щенка, его следует обучать прекращению атаки по команде. В качестве сигнала используют тормозящую команду «Дай!» («Стоп!», «Фу!», «Брось!»), вынуждающую щенка отпустить ухватку. Подавать эту команду нужно низким, уверенным, громким голосом, используя принцип психологического давления. Если расходившийся щенок не желает отпускать «добычу», сдавите его верхнюю челюсть пальцами, настоятельно повторяя: «Дай! Дай!». Как только ученик подчинится и отпустит ухватку, похвалите его, мгновенно сменив тон голоса на мягкий и протяжный. Повторяйте упражнения с ухваткой, чередуя то победу щенка, то его подчинение. Особенно важно обучение тормозной команде «Дай!» тех собак, которые претендуют на роль лидера, наделены природной агрессивностью и имеют по шкале темперамента 7–9 баллов (см. «Приобретение молодой собаки»).

6. Задача следующего упражнения состоит в том, чтобы обучить собаку удерживать ухватку в разных положениях. Рекомендуется выполнять его лишь в том случае, если песик уже хорошо освоил предыдущие уроки. Удерживайте ухватку в руках более жестко, медленно двигайте ею в горизонтальной плоскости, вынуждая щенка яростно мотать головой, дергать и глубоко закусывать «добычу».

7. Для развития мышечной силы щенка, выносливости и глубокого хвата запаситесь прочными резиновыми лентами. Один конец такой ленты привязывают к ухватке, другой – к любому хорошо закрепленному предмету. При упражнении с маленькими щенками в пределах квартиры резину можно привязывать к батарее. Более крупные и сильные воспитанники должны тренироваться на улице, а ухватку привязывают к дереву или столбу (см. «Прогулки и физическая подготовка»). Закреплять ухватку нужно на высоте головы щенка, чтобы сила противодействия была направлена горизонтально. Именно эта особенность позволяет тренировать челюсти молодой собаки без опасения испортить прикус. К тому же, стараясь притянуть «добычу» к себе, щенок прикладывает ровно столько усилий, сколько требуется для удержания ухватки. Сократительная способность резины заставляет песика работать всем телом, крепко упираясь лапами, напрягая мышцы спины и шеи. Заканчивайте это упражнение командой «Дай!» на пике работоспособности щенка, иначе он может потерять интерес к ухватке.

Развивающие игры и начальные упражнения по курсу защитыС другой стороны, молодая собака должна реализовать свое желание кусаться лишь на занятиях по защите. Не разрешайте щенку хватать вас за брюки, рукав, подол платья, а тем более – за руки и за ноги. Собака должна уяснить: тело хозяина – священно! Если вы будете поощрять ее в этом отношении, то рискуете вырастить собаку со стойкой дурной привычкой.

Иногда, обзаведясь собакой служебной породы, чересчур суровые владельцы воспитывают ее в излишней строгости, считая, что игра – это пустая трата времени и баловство. Они требуют от животного лишь серьезного отношения к делу, а в качестве отдыха предполагают смирное лежание на подстилке в уголке. И это в корне неверно. Жизненно необходимая потребность в игре заложена в собак генетически. Они способны получать удовольствие от игры даже в самом солидном возрасте. Для щенков игра – это учебная отработка жизненных ситуаций. Человеку во взаимоотношениях с собакой нельзя недооценивать роль игры. Особенно это касается молодняка. Игра позволяет снять напряжение, сделать перерыв между занятиями, а также помогает достичь взаимопонимания между вами и вашим псом.

Елена Гурнакова.  "Дрессировка собак. Теория и практика."


Теги: дрессировка

Добавить комментарий


Читайте также

На практике применяют следующие методы дрессировки: механический: условный раздражитель подкрепляют механическим воздействием. Команда сочетается с поглаживанием, нажатием рукой на крестец и т. п.; вкусопоощрительный: команда и награда (лакомство); контрастный: комбинация условного раздражителя с механическим, а затем и пищевым; подражательный: основан на врожденной способности животных...
Воспитание собаки с самого раннего возраста - основа дальнейшего развития и социализации. «Удобная» во всех отношениях собака, не доставит хлопот вам и окружающим, что особенно важно в городских условиях. Цель воспитания – привить животному выработку навыков поведения, обеспечить нормальное развитие нервной...
У каждой собаки должно быть в доме свое место. Приучить щенка к месту обычно несложно, но иногда это требует терпения. После того, как щенок поест, обычно начинаются бурные игры, но через маленький промежуток времени щенка начинает клонить в сон. Старайтесь...
С молодой собакой можно отработать команду «Голос!». Этот навык очень пригодится при отработке приемов охранной дрессировки (например, при обнаружении незнакомца в помещении или укрытии или в качестве предупреждающего сигнала). Отработку упражнения производят до тех пор, пока собака не будет подавать...
Навык двигаться впереди владельца необходим в тех случаях, когда обычное положение у левой ноги делает движение невозможным или замедляет его. Например, вам и вашему питомцу нужно преодолеть узкую тропу, совершить переход по бревну через ров или глубокий ручей или взойти...
Плохо социализированную, нервную собаку трудно убедить принять фиксированное положение в незнакомом месте. Как правило, такие животные ведут себя беспокойно в салоне автомобиля; лают и нервничают, будучи оставленными в одиночестве у входа в магазин; «бродят» по неизвестному помещению и имеют дополнительные...
Выполнение команды «Стоять!» необходимо, когда собака участвует в соревнованиях и выставках, а также практикуется во время ухода за шерстью, надевании специальной «амуниции» и ветеринарного осмотра....
Это довольно сложная команда, поскольку собака воспринимает лежачее положение как требование подчинения. Чем старше собака, тем труднее обучить ее этому навыку. Особенно много хлопот дрессировщику доставляют животные с низким стрессовым порогом. Легче всего обучить этой команде маленького щенка, используя в...
Обычно команда «Сидеть!» разучивается одной из первых и становится маленькой победой двухмесячного щенка (см. «Начальное воспитание щенка»). С использованием лакомства можно отработать навык и у подросшего питомца. Однако при этом алгоритм выполнения упражнения должен быть более строгим. Собака находится на...
Команда «Ко мне!» с самого детства должна ассоциироваться у собаки только с приятными ощущениями. Зачастую животные избегают выполнять эту команду, имея даже один‑единственный отрицательный опыт подхода к хозяину. Этим же отличаются и мало гуляющие собаки, знающие, что подход к хозяину...