Сравнение пород

postheadericon Как собаки обучаются

Опубликовано в Статьи про собак

1 1 1 1 1

Как собаки обучаютсяНа поведение животного влияют наследственные факторы и обучение. Чем большую долю в поведенческих реакциях занимает компонент обучения, тем легче управлять вашей собакой.

Традиционно физиологические основы дрессировки рассматриваются с позиций условно‑рефлекторной теории И. П. Павлова. В соответствии с ней все формы поведения животных могут быть объяснены на основе принципа рефлекторной нервной связи. При этом сущность дрессировки состоит в выработке и использовании в работе нужных условных рефлексов. Согласно этому принципу ранее нейтральный раздражитель – например, команда «Сидеть!», многократно сочетаемая с принудительной посадкой собаки, – приобретает значение условного раздражителя, запуская дугу условного рефлекса и вызывая требуемые действия животного. Не вдаваясь в тонкости физиологии, скажу, что дуга условного рефлекса – это замыкание временной связи между слуховым и двигательным центрами головного мозга. Рефлекс считается закрепленным, если собака, не задумываясь, усаживается в требуемую позу, едва услышав знакомый звуковой сигнал.

Этологи утверждают, что собаки учатся друг у друга, у своего хозяина и его окружения. Как утверждает мудрая пословица: «Дурной пример заразителен». Поэтому убедитесь, что уроки, которые ваш питомец пассивно усваивает, являются положительными. Известно, например, что в обществе невоспитанной собаки щенок «забывает» команды и «не слышит» хозяина, ведя себя под стать неуправляемому сородичу. Молодые собаки особенно склонны к обучению путем наблюдения и имитирования. Опытные дрессировщики часто берут с собой на урок хорошо обученную собаку, которая своими действиями провоцирует щенка выполнять команды. Так, наблюдая как взрослый пес преодолевает барьер и получает за это лакомство, щенок самостоятельно обучается такому поведению гораздо быстрее, чем те, у кого нет четвероного «учителя».

Однако большую часть жизненного опыта собака получает, используя метод проб и ошибок. Действие, которое влечет за собой удовлетворение потребности, собака норовит повторить еще и еще раз, а действие, которое причинило неприятные ощущения, старается избежать. Метод проб и ошибок широко используется в дрессировке, обеспечивая целенаправленное воспитание животного для выполнения той или иной деятельности (см. «Первые дни щенка в новом доме», «Начальное воспитание щенка»). В общей сложности такое обучение включает в себя манипулирование системой наказаний и вознаграждений. Положительное подкрепление желаемого от собаки действия способно повысить вероятность того, что это действие она воспроизведет снова и снова. В качестве положительного подкрепления используются пища, игрушки, физическая ласка, словесная похвала и внимание со стороны владельца.

Условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама, и они вовремя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения – например, заставив ее сесть, нажав в области поясницы. Но рефлекс на слово: «Сидеть!» образуется быстрее, если создать такие условия, чтобы собака начинала усаживаться сама. Широко известен «бесконтактный» способ обучения этой команде, когда дрессировщик вынуждает животное принять нужную позу, держа кусочек корма над головой щенка. В этом случае собака самостоятельно, «по доброй воле» выполняет те действия, которые от нее требуются, и в результате обучается гораздо охотнее и активнее.

Как собаки обучаютсяПри использовании пищи в качестве положительного подкрепления давайте как можно меньший кусочек – например, кубик мяса величиной в сантиметр или гранулу сухого корма. Если ваш питомец особенно любит угощение, можно постараться нарезать еще меньшие кусочки. Дрессировщики утверждают, что, получая лакомство в процессе обучения командам, собака не должна отвлекаться на пережевывание, схватив крупный кусок. Для щенков в возрасте 8–9 месяцев применение мелких порций лакомства означает большее количество подкреплений в течение одного тренировочного занятия при интенсивной дрессировке. Важно точно распознать момент, когда следует вознаграждать собаку лакомством. Например, если при отработке команды «Сидеть!» щенок успел вскочить еще до того, как получил вкусный кусочек, – значит, вы запоздали с подкреплением и в результате поощрили подскок с места, а не сидячее положение. При использовании вкусопоощрительного метода при начальном воспитании подкрепляйте желаемое поведение каждый раз, когда оно проявляется. Однако после того, как песик овладеет трюком, использование лакомства становится периодическим и в конце концов должно сойти на нет.

Некоторые специалисты утверждают, что выбор пищевого вознаграждения зависит от трудности выполненной команды. Например, если пес «чисто» преодолел сложное препятствие, то он должен получить кусочек побольше и вашу искреннюю похвалу. К. Пайер говорит, что наилучший результат требует соответствующего вознаграждения – в десять раз большего, чем обычное подкрепление, что является приятным сюрпризом для собаки. Дрессировщица придает особое значение необходимости таких неожиданных вознаграждений, чтобы удержать «ученика» от впадения в апатию и поддержать его стремление к достижению наилучшего результата.

В свою очередь отрицательная коррекция – это то, чего собака старается избежать. Этот принцип лежит в основе переобучения собаки, когда она вынуждена избавляться от своих «дурных» привычек прыгать на хозяина, дергать поводок на прогулке, подбирать отбросы с земли, грызть мебель в доме и т. д. Для того чтобы коррекция была эффективной, наказание должно применяться в самый момент или в течение нескольких секунд после совершения нежелательного поступка. Чем дольше период между нежелательным поведением и «возмездием», тем меньше результативности перевоспитания и с тем большей вероятностью проступок будет повторяться. Когда навык прочно закреплен, он проявляется автоматически на условный сигнал и без подкрепления, поэтому даже сытая собака будет хорошо работать по командам дрессировщика. Здесь уже ведущая роль в формировании поведенческих реакций начинает принадлежать внешним факторам и возникшей потребности совершать определенные мышечные движения. Подобный динамический стереотип проявляется, например, когда собака, обученная преодолению разнообразных барьеров, начинает самостоятельно, без команды, работать на полосе препятствий.

Можно выделить также обучение приучением, в результате которого собака привыкает к действию одного и того же раздражителя и перестает на него реагировать. Например, попав семью, где молодые люди увлекаются громкой музыкой, щенок первое время может чувствовать себя взволнованно и напряженно. В конце концов, льющаяся из динамиков музыка станет частью общего шума нового окружения и потеряет для собаки свою значимость. Метод приучения используется для смягчения фобических реакций и избавления от страхов.

Скрытое обучение проходит ненавязчиво и незаметно для владельца, не проявляясь до тех пор, пока в нем нет необходимости. Например, собака, общавшаяся с маленькими детьми в период социализации, спокойно и даже дружелюбно относится к ним в течение всей своей жизни. Именно поэтому очень важно знакомить собаку с разнообразием внешнего мира с самого детства. Прогулки и положительный опыт в наиболее впечатлительном юном возрасте настолько важны, что щенки, прожившие этот период в изоляции, почти никогда не догоняют в умственном развитии своих адаптированных ровесников.

Некоторые специалисты выделяют и так называемое обучение через понимание, что можно назвать «рациональным мышлением животных». Хотя пока еще это спорный вопрос – могут ли животные мыслить, но я верю в их своеобразный разум. Посмотрите, как работает собака, обученная охранной дрессировке. Вступив в единоборство с человеком, она умеет предвидеть и просчитать его действия, в том числе отвлекающие внимание хитрые маневры. Еще русский физиолог И. П. Павлов отмечал богатый эмоциональный фон, смышленость и терпение собак. Используя память о прошлом опыте, они могут достигать одного и того же полезного результата посредством разных двигательных комбинаций. Эмоции сигнализируют о полезном или вредном воздействии на организм, обусловливая целенаправленное поведение. Так, если собака не может преодолеть барьер, то она всем своим видом выражает отрицательные эмоции и виновато «просит» хозяина не заставлять ее прыгать. А вот если препятствие взято – животное выглядит довольным и радостным, виляет хвостом, ласкается к дрессировщику и всем своим видом показывает удовлетворенность результатом.

В ходе опытов установлено, что без участия эмоций приобретение новых навыков вообще не происходит. Разные потребности порождают у животного разные эмоции, но проявиться в каждом конкретном случае может лишь та потребность, которая вызовет более сильную (доминирующую) эмоцию, пересилившую все прочие. Например, неплохо дрессированный кобель утрачивает бдительность и даже напрямую отказывается работать, когда рядом появляется сука в течке. Наблюдательный владелец замечает все типичные особенности внешнего проявления эмоций у своей собаки и предвидит ее действия на возможные изменения в окружающей обстановке. Специалисты называют это термином «чувствовать собаку». Лишь путем достижения хорошего контакта можно научиться диагностировать агрессивное внимание по чуть‑чуть сдвинутым вперед ушам, напряженность – по вытягиванию шеи, а предстоящую атаку – по изменившемуся взгляду.

Поведение животных складывается из бесконечного множества ответных реакций на внешние и внутренние раздражители. Формы поведения обусловлены сложными механизмами, включающими избирательную активность в процессе взаимодействия с окружающей средой. При обучении необходимо уметь правильно анализировать поведение собаки, учитывать состояние ее здоровья, возраст, условия выращивания и воспитания, преобладающую реакцию поведения, особенности типа нервной системы, двигательную активность, естественные повадки, привычки и в соответствии с этим определять методику обучения. Все это входит в понятие «индивидуальный подход».

Как собаки обучаютсяЩенки в возрасте до 8 месяцев весьма чувствительны к раздражителям, особенно отрицательным механическим, что при жестком характере дрессировщика может привести к развитию трусости и пассивной оборонительной реакции. Молодняк следует постепенно втягивать в процесс дрессировки, строго соблюдая режим упражнений и применяя в основном подражательный и вкусопоощрительный методы. При дрессировке собак старше трех лет навыки вырабатываются труднее, особенно если животным не уделяется должное внимание со стороны владельцев. В этом случае применимо понятие «переобучение», так как к этому возрасту обычно формируется целый набор нежелательных привычек, направляющих действия собаки. Это могут быть безобидные черты (такие как проявление ласки ко всем посторонним без разбора) и настоящие «дурные манеры» (такие как воровство и агрессия). Дрессировщики знают, что коррекцию поведения взрослых животных с устоявшимися стереотипами проводить довольно сложно.

Работу со взрослой собакой существенно облегчает правильное определение преобладающей реакции поведения. Например, если доминирует пищевая реакция, то при выработке навыков следует применять пищевые раздражители. При наличии пассивно‑оборонительной реакции и робости необходимо всячески подбадривать собаку, развивать ее уверенность в собственные силы и доверие к хозяину. У доминантных особей решение проблемы сводится к снижению агрессивности, недопущению прямой конфронтации и постепенному привыканию собаки подчиняться. Если у животного сильно выражена ориентировочная реакция, необходимо поначалу выбирать для дрессировки тихие места и спокойную обстановку, в то же время уделяя особое внимание социализации собаки и привыканию к различным предметам и явлениям для выработки впоследствии индифферентного к ним отношения.

При дрессировке собак с возбудимым типом нервной системы следует осторожно и постепенно вырабатывать тормозные навыки. Для этого с самого детства щенка приучают к выдержке, вводя в курс обучения специальную команду «Ждать!». Активные игры можно использовать в качестве поощрения при отработке у собаки навыков самоконтроля. Например, приучите собаку ложиться и не изменять требуемого положения по команде «Лежать! Ждать!», демонстрируя ей любимую игрушку. Если животное послушно выжидает, не сводя вожделенного взгляда с мячика, дайте команду «Играй!» и отдайте игрушку собаке. Увеличивайте продолжительность упражнений на выдержку очень постепенно, так как в противном случае перенапряжение тормозного процесса может привести к неврозу. В свою очередь, активные и непоседливые собаки проявляют большую работоспособность при выполнении динамических упражнений.

Собаки со слабым типом вышей нервной деятельности (меланхолики) обычно считаются непригодными для выполнения серьезной работы. Эти животные недостаточно выносливы и часто пугливы. Однако они имеют высокую врожденную чувствительность – обонятельную, слуховую, зрительную, что позволяет использовать эти способности в следовой и розыскной службе. Обращаться с таким животным нужно бережно и внимательно, излучая положительные эмоции и спокойствие.

Елена Гурнакова.  "Дрессировка собак. Теория и практика."


Теги: дрессировка

Добавить комментарий


Читайте также

На практике применяют следующие методы дрессировки: механический: условный раздражитель подкрепляют механическим воздействием. Команда сочетается с поглаживанием, нажатием рукой на крестец и т. п.; вкусопоощрительный: команда и награда (лакомство); контрастный: комбинация условного раздражителя с механическим, а затем и пищевым; подражательный: основан на врожденной способности животных...
Воспитание собаки с самого раннего возраста - основа дальнейшего развития и социализации. «Удобная» во всех отношениях собака, не доставит хлопот вам и окружающим, что особенно важно в городских условиях. Цель воспитания – привить животному выработку навыков поведения, обеспечить нормальное развитие нервной...
У каждой собаки должно быть в доме свое место. Приучить щенка к месту обычно несложно, но иногда это требует терпения. После того, как щенок поест, обычно начинаются бурные игры, но через маленький промежуток времени щенка начинает клонить в сон. Старайтесь...
С молодой собакой можно отработать команду «Голос!». Этот навык очень пригодится при отработке приемов охранной дрессировки (например, при обнаружении незнакомца в помещении или укрытии или в качестве предупреждающего сигнала). Отработку упражнения производят до тех пор, пока собака не будет подавать...
Навык двигаться впереди владельца необходим в тех случаях, когда обычное положение у левой ноги делает движение невозможным или замедляет его. Например, вам и вашему питомцу нужно преодолеть узкую тропу, совершить переход по бревну через ров или глубокий ручей или взойти...
Плохо социализированную, нервную собаку трудно убедить принять фиксированное положение в незнакомом месте. Как правило, такие животные ведут себя беспокойно в салоне автомобиля; лают и нервничают, будучи оставленными в одиночестве у входа в магазин; «бродят» по неизвестному помещению и имеют дополнительные...
Выполнение команды «Стоять!» необходимо, когда собака участвует в соревнованиях и выставках, а также практикуется во время ухода за шерстью, надевании специальной «амуниции» и ветеринарного осмотра....
Это довольно сложная команда, поскольку собака воспринимает лежачее положение как требование подчинения. Чем старше собака, тем труднее обучить ее этому навыку. Особенно много хлопот дрессировщику доставляют животные с низким стрессовым порогом. Легче всего обучить этой команде маленького щенка, используя в...
Обычно команда «Сидеть!» разучивается одной из первых и становится маленькой победой двухмесячного щенка (см. «Начальное воспитание щенка»). С использованием лакомства можно отработать навык и у подросшего питомца. Однако при этом алгоритм выполнения упражнения должен быть более строгим. Собака находится на...
Команда «Ко мне!» с самого детства должна ассоциироваться у собаки только с приятными ощущениями. Зачастую животные избегают выполнять эту команду, имея даже один‑единственный отрицательный опыт подхода к хозяину. Этим же отличаются и мало гуляющие собаки, знающие, что подход к хозяину...